Взаимодействие клиента и дизайнера, или взгляд изнутри.

Очень много недопониманий между клиентом и дизайнером возникает из-за того, что нет четкого определения обязанностей дизайнера. Это не точная наука, где 2+2=4. Культура дизайна в нашей стране только развивается и каждый дизайнер сам для себя определяет схему и процесс работы. Одни дизайнеры ездят с заказчиком по магазинам на закупку материалов, не утруждая себя эскизами или визуализациями, другие предлагают рисунок от руки, третьи делают только 3д, четвертые только чертежи. Клиент, как человек неопытный, просто теряется и не знает что именно из всего этого списка ему надо. Кого нанять так, чтобы и работой остаться довольным, и не переплатить. И по этому порой возникают такие ситуации, когда заказчик получает не то, что хотел из-за неправильного выбора на самом первом этапе. Прежде чем нанимать дизайнера, тщательно изучите рынок предлагаемых услуг и составьте список того, что именно вам необходимо. Это сильно поможет в процессе работы. И если в итоге вы получите не весь перечень оговариваемых пунктов, то будете иметь полное право предъявлять претензии дизайнеру.

Пожалуй самая распространенная ошибка в том, что клиент часто не знает что он хочет. Многие скажут: «Но ведь для этого я и нанимаю дизайнера! Ведь если бы я знал, что хочу, то и дизайнер мне не нужен!» Безусловно, с одной стороны это так. Но вы в любом случае должны сориентировать дизайнера в какую сторону ему смотреть, чтобы вам угодить. Проведем простую аналогию между дизайнером и поваром. Вы ведь не приходите в ресторан и не говорите: «Я не знаю, что хочу! Принесите мне что-нибудь вкусное! Я люблю соленое, но и кисленькое порой очень даже неплохо идет! А еще я обожаю десерты! Можете все это совместить в одном блюде?» В итоге вы получите непонятно какой коктейль. Может он даже будет вкусным, но вам не понравится. И все останутся расстроенными. Чтобы получить дизайн, который будет вас устраивать, вы должны максимально подробно донести до дизайнера все ваши предпочтения. Очень распространенная практика, когда клиенты показывают какие-то картинки, которые им нравятся. Поясняя, что тут нравится диван, тут колорит, а тут общая атмосфера. Я этот подход однозначно одобряю и прошу от своих заказчиков подобную подборку. Но я встречала и противников этого этапа. Аргументируется это тем, что мол дизайнер просто берет идеи с этих картинок и переносит их в проект. Скажу одно, если такое происходит, то вы наняли плохого дизайнера. Если только вы сами не попросили сделать, например, барную стойку именно такую, как на данной картинке. Эта подборка всего лишь помогает максимально точно понять ваши стилистические и колористические предпочтения. Это не значит, что в итоге вы получите непонятный коллаж из ваших же идей.

Так же случается, что у дизайнера просят несколько разных эскизов помещения в разных стилях. Мол я такая вся непостоянная, не знаю что мне нравится! Сделайте мне и так, и эдак! Если вы практикуете подобный подход, то будьте готовы здорово переплатить. Переработать помещение в различных стилях, например классике и минимализме, означает сделать двойную работу. Каждый раз дизайн разрабатывается практически с нуля, потому что дизайнерские и декораторские приемы там совершенно разные. Так что я считаю, что в таком случае и работа должна оплачиваться по двойному тарифу. Я готова сделать хоть 5 различных стилей, пока вы готовы платить. Думаю со мной согласятся многие практикующие дизайнеры.

Найдите компромисс с вашими родственниками до того, как наймете дизайнера. Если муж просит дизайнера сделать квартиру в минимализме, а жена в провансе, то в итоге останутся недовольны все, включая дизайнера. Я не знаю каким именно образом вы придете к единому решению, но дизайнер не должен выступать в роли психолога, пытаясь совместить несовместимое.

Не слушайте никого, если вам нравится дизайн! Вам жить в вашем доме, а не кому-то еще! Вредные советы порой очень сильно мешают работать. Был у меня подобный случай. Заказчики просили минималистичную квартиру, показывали картинки с глянцевыми фасадами, угловатыми формами и практически полным отсутствием цвета. Сделала дизайн в соответствии с их предпочтениями. Сначала восторг, все довольны. Проходит пара дней, звонок в скайп: «Ой, мы тут показали бабе Нюре, она сказала, что мало цвета, скучно как то! Можете добавить цвет?» Потом пошла череда бесконечных правок. Девушке постоянно давали советы то сотрудники, то родственники, то подруги. В итоге долгие мучения, проект с горем пополам утвержден, но заказчица осталась недовольна. Как собственно и я. И всего этого можно было бы избежать, была бы она верна своим убеждениям. По этому часто бывает сложно браться за разработку общественных помещений (офисов, кафе и т.д.), так как там вносят коррективы все, кому не лень. Любой, начиная от менеджера, заканчивая директором, считает своим долгом внести какую-то лепту в проект. Конечно работа ведется так не во всех проектах, но один раз был печальный опыт, который запомнился надолго.

Оговаривайте бюджет в самом начале. Скажите на какую именно сумму вы планируете купить мебель, отделочные материалы и осветительные приборы. Ведь вам могут сделать потрясающе красивую картинку, но когда вы поедете на закупку материалов, то вдруг осознатете, что в ваш бюджет итальянская люстра ручной работы абсолютно не вписывается. Не стесняйтесь спрашивать у дизайнера что сколько стоит. Конечно точную сумму до копейки вы не услышите, но примерную ценовую категорию определись сможете. Обычно уже после первого помещения дизайнер точно определяет ваши возможности и подбирает материалы, исходя из полученных данных.

Получился немного сумбурный поток мыслей. Так сказать, взгляд изнутри. Вроде и прописные истины описала, но порой клиенты, которые с этим никогда не сталкивались, не знают элементарных вещей.